Заведующий отделением
Климова Наталья Сергеевна
Музыкально-теоретическое отделение – одно из первых отделений в школе, которое начало свою работу в год открытия, тогда ещё Детской музыкальной школы (1956г.), одновременно с ведущими отделениями школы – фортепианным, народным и струнным.
У истоков работы теоретического отделения были преподаватели Киракозова С. Г., Волокитина В. А.
В настоящее время на теоретическом отделении ДШИ им. М.Г. Эрденко №1 работают преподаватели: Климова Н.С., Заслуженный работник культуры Российской Федерации Перепечаева Т.Н., Иванова С.Н., Василенко О.Г., Попова И. П., Чомиди А. И.
Цель нашей работы – выявление и развитие способностей каждого обучающегося, индивидуальное личностное развитие ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни. Совместное творчество и установка на успех!
Именно эти слагаемые влияют на создание творческой атмосферы на уроках теоретических дисциплин.
Предметы теоретического цикла, которые преподаются на отделении, чрезвычайно разнообразны и уникальны. Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и памяти. Музыкальная литература и слушание музыки – один из самых увлекательных предметов, обязательных для изучения в школе искусств. Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы и слушания музыки развивают эрудицию, кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).
Хоровой класс в школе искусств играет большую роль. Занимаясь в хоровой группе, дети чувствуют себя часто гораздо свободнее, рискованнее. То, что они не могут порой сделать в одиночку (из-за различных комплексов), вместе со своими сверстниками они выполняют и с удовольствием, и даже с успехом.
Преподаватели отделения регулярно обмениваются опытом, посещают семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации. Интенсивно ведётся методическая работа – написание методических сообщений, рекомендаций, рефератов, проводятся интересные открытые уроки. Педагоги имеют большой опыт работы с детьми, грамотно и профессионально подходят к музыкальному воспитанию молодого поколения. Им удаётся организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок развивался в ситуации успеха, чтобы творческие возможности обучающегося реализовывались в полной мере и переросли в творческие достижения личности.
Чтобы сделать уроки интересными, увлекательными и современными, преподаватели отделения изучают современные педагогические технологии, участвуют в процессе развития современного образования, стремятся строить обучение на основе креативных методов и современных подходов. Педагогами широко применяются современные учебные пособия.
Каждый из предметов развивает в учениках различные грани его способностей. Вся учебная деятельность детей на теоретических дисциплинах направлена на интеллектуальное развитие, на формирование творческого мышления. В дальнейшем приобретённые знания и навыки дети смогут перенести на работу в любой сфере деятельности. В этом проявляется степень развития творческого потенциала ребёнка, его способности к активной, самостоятельной творческой деятельности. Педагоги регулярно готовят учащихся к участию в конкурсах различного уровня и направления. Международная акция «Всеобщий музыкальный диктант», Международный теоретический конкурс (БГИИК), Всероссийский конкурс «Музыковедческое эссе», Региональный конкурс «Юный музыковед».
Успешность освоения данных дисциплин зависит от качества преподавания, которое в свою очередь, складывается из двух составляющих: педагогического мастерства и методических умений преподавателя. Центральным же объектом педагогических устремлений является многогранная личность ребёнка.
Изучение музыкально-теоретических дисциплин является неотъемлемой частью полноценного образования музыканта.
Основная цель школы искусств – дать начальное образование в области искусств. Лучших и наиболее способных учеников педагоги ориентируют на продолжение образования, связанного с разными видами искусств.
Вступительные испытания во все специальные музыкальные учебные заведения включают экзамен по предмету «Сольфеджио» и «Теория музыки». Все абитуриенты – выпускники ДШИ им. М.Г. Эрденко №1 – справляются с этими экзаменами достойно.
Преподаватели-теоретики – люди творческие, находятся в постоянном поиске, реализуя себя не только в учебном процессе, но и в концертно-просветительской деятельности.
В школе много лет существует традиция – преподаватели теоретического отделения являются лекторами и ведущими концертов.
Лекции-концерты дают детям возможность познакомиться с лучшими образцами мировой музыкальной литературы, с творчеством композиторов разных эпох и стран, с музыкальными инструментами. Одни лекции-концерты рассчитаны на юную аудиторию: лекции-концерты для детских садов и учащихся общеобразовательных школ, другие – адресованы более взрослой аудитории – жителям Старооскольского городского округа.